«КАК РАБОТАЕТ НАШ МОЗГ»
4. Точный диагноз — эффективное лечение.
Оптимист видит удобную возможность в каждом бедствии; пессимист видит бедствие в каждой возможности.
Разные стрессы требуют различных методов отработки, поэтому при столкновении с ними очень важно не поддаваться первому эмоциональному порыву, а правильно определить, с чем мы столкнулись. Существует много классификаций стрессоров (одна из них дана в первой главе), а сейчас мы разделим все причины по двум критериям.
Первый способ разделения стрессоров заключается в оценке нашегоконтроля над ситуацией. На какие-то события мы можем влиять в значительной мере.
Например, если осенью нас беспокоит холод в квартире, а отопительный сезон еще не начался, то у нас есть множество способов уйти от этого стресса, от самого простого (потеплее одеться или включить электронагреватель), до более сложных и дорогостоящих, но также, в принципе, возможных (взять отпуск и съездить на недельку в теплые края).
На другие события нам трудно воздействовать непосредственно, но определенное влияние мы оказать можем. К таким стрессорам, например, можно отнести болезни или взаимоотношения с друзьями.
С одной стороны, здоровье есть результат нашей заботы о нем: питания, режима дня, физкультуры и т.д., но с другой стороны, оно также зависит от экологии и возбудителей болезней, которые нам не подвластны.
Так же обстоит дело и с человеческими отношениями. С одной стороны, мы своим дружелюбными и конструктивными действиями можем создать с окружающими нас людьми хорошие отношения, но есть настолько конфликтные личности, с которыми весьма трудно наладить нормальный контакт.
2.1 Методы и методики диагностики стрессоустойчивости
В
настоящий момент в психодиагностике
главенствует комплексный подход,
согласно которому процесс измерения
уровня развития той или иной составляющей
психической жизни человека производится
с использованием нескольких различных
инструментов.
В
процессе определения стрессовых
состояний организма используются методы
наблюдения, опроса, тестирования. Очень
часто исследователь применяет несколько
методик психодиагностики, анализируя
комплекс их результатов, собственных
наблюдений, отзывов близких к испытуемому
людей и соединяя их в единое представление
об уровне развития стресса и состояния
стрессоустойчивости испытуемого.
Направления
психодиагностики, отбор конкретных
методик и условия их применения зависят,
прежде всего, от концептуальной основы
деятельности специалиста, проводящего
диагностику, от направленности его
работы, полученного запроса, цели
проведения диагностики, от конкретной
ситуации.
В настоящий момент в психодиагностике главенствует комплексный подход, согласно которому процесс измерения уровня развития той или иной составляющей психической жизни человека производится с использованием нескольких различных инструментов.
В процессе определения стрессовых состояний организма используются методы наблюдения, опроса, тестирования. Очень часто исследователь применяет несколько методик психодиагностики, анализируя комплекс их результатов, собственных наблюдений, отзывов близких к испытуемому людей и соединяя их в единое представление об уровне развития стресса и состояния стрессоустойчивости испытуемого.
Направления психодиагностики, отбор конкретных методик и условия их применения зависят, прежде всего, от концептуальной основы деятельности специалиста, проводящего диагностику, от направленности его работы, полученного запроса, цели проведения диагностики, от конкретной ситуации.
Психологи выделяют два вида ресурсов — внешние и внутренние (личностные). Применение методик данного класса — часть профилактической работы с клиентом, которому необходимо знать о наличии этих ресурсов для того, чтобы использовать их в возможной трудной ситуации и поддерживать удовлетворительное качество жизни.
Поведенческие симптомы
Внешнее поведение в напряженных ситуациях также изменяется. Рассмотрим основные симптомы.
4. Диагностика профессиональных стрессоров.
4.1. Методики, направленные на определение уровня стресса и факторов стресса в профессиональной деятельности.
Эмоциональные симптомы
В отличие от других симптомов эмоциональные признаки стресса можно регулировать. Они считаются управляемыми, в некоторых случаях зависят от волевых усилий человека. Какие эмоции преобладают при переживании?
1. Виды диагностики, цель, задачи
ДИАГНОСТИКА – оценка состояния здоровья занимающегося.
ДИАГНОЗ – заключение о состоянии здоровья занимающегося.
Врачебный контроль – комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физической культурой и спортом.
Педагогический контроль – планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физической культурой и спортом.
Самоконтроль – регулярные наблюдения занимающихся за состоянием своего здоровья, функциональной и физической подготовленностью и их изменениями под влиянием занятий физическими упражнениями и спортом.
Цель диагностики – оптимизация процесса занятий физической культурой на основе объективной оценки различных сторон состояния занимающихся.
1) Врачебный контроль за здоровьем лиц, занимающихся физической культурой и спортом;
2) Оценка эффективности применяемых средств и методов занятий;
3) Выполнение плана тренировочных занятий;
4) Определение тестов для оценки подготовленности (физической, технической, тактической, морально-волевой, теоретической);
5) Прогнозирование достижений спортсменов;
6) Выявление динамики спортивных результатов;
7) Отбор талантливых спортсменов.
Учебная дисциплина программы профессиональной переподготовки «Практическая психофизиология»
2. Показатели физического развития
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – естественный процесс возрастного изменения морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни.
1) как процесс, происходящий в организме человека в ходе естественного возрастного развития и под воздействием средств физической культуры;
2) как состояние, т.е. как комплекс признаков, характеризующих морфофункциональное состояние организма, уровень развития физических способностей, необходимых для жизнедеятельности организма.
Особенности физического развития определяются с помощью антропометрии.
АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ – это комплекс морфологических и функциональных данных, характеризующих возрастные и половые особенности физического развития.
Рост – длина тела.
Наибольшая длина тела наблюдается утром. Вечером, а также после интенсивных занятий физическими упражнениями рост может уменьшиться на 2 см и более. После упражнений с отягощениями и штангой рост может уменьшиться на 3-4 см и более из-за уплотнения межпозвоночных дисков.
Вес – правильнее говорить «масса тела».
Вес тела является объективным показателем состояния здоровья. Он изменяется в процессе занятий физическими упражнениями, особенно на начальных этапах.
Это происходит в результате отдачи избыточного количества воды и сгорания жира. Затем вес стабилизируется, а в дальнейшем в зависимости от направленности тренировки начинает уменьшаться или возрастать.
Контроль за весом тела целесообразно проводить утром натощак.
оптимальный вес = длина тела – 100
оптимальный вес = длина тела – 105
оптимальный вес = длина тела – 110
studfiles.net